КАЗИНОПА.RU — Официальный информационный портал о детских садах Колпинского района (г. Колпино, п. Понтонный, п. Металлострой).

Приучаем ребенка к горшку.

от 16.02.2012

Когда нужно начинать приучать ребенка пользоваться горшком? В каком возрасте малыш должен научиться самостоятельно справлять нужду? Эти вопросы волнуют почти всех родителей маленьких детей. И почти всем хочется, чтобы это произошло как можно скорее, потому что умение регулировать процессы отправления физиологических потребностей — явный признак взросления.

На самом деле, если не торопить время, учитывать закономерности естественного развития ребенка, приучение его к горшку происходит довольно легко, как бы само собой.

Во-первых, надо знать: для того чтобы ребенок смог успешно усвоить навык туалета, его организм должен достичь определенной степени зрелости. Как правило, эта зрелость не наступает до 1,5 лет.

На всем протяжении первого года жизни ребенок не отслеживает и не контролирует работу своего мочевого пузыря и кишечника; акты мочеиспускания и дефекации осуществляются у него непроизвольно, по мере их заполнения. Он вообще долго не осознает, что с ним при этом происходит. Процессы отправления физиологических потребностей регулируются безусловными рефлексами.

Внимательные родители могут определить, когда их ребенок становится способным к этому. Чем более зрелым является ребенок в физиологическом отношении, тем легче им будет сформировать у него навыки опрятности. Родителям надо учесть, что способность к регулированию акта дефекации формируется быстрее, чем акта мочеиспускания. При регулярном стуле у ребенка первого года жизни можно практически безошибочно определять, когда он готов справить нужду, и подставлять горшок. Обычно первые попытки усадить ребенка на горшок родители предпринимают, когда ребенок уже способен довольно устойчиво сидеть — в возрасте около 8 месяцев. Но даже в случае успеха утверждать, что ребенок этого возраста уже приучился к горшку, нельзя, потому что ни о какой осознанной регуляции актов очищения кишечника и мочевого пузыря со стороны ребенка речи не идет. Только на втором году жизни он становится способным произвольно сдерживать акт дефекации. С этого возраста ребенок готов к сознательному использованию горшка.

Детей с нерегулярным стулом в первый год жизни приучить к горшку практически невозможно, как бы ни старались его мама и папа. Им нужно подождать, когда ребенок станет старше.

Во-вторых, необходимо учитывать, что не все дети созревают и становятся способными к саморегуляции одновременно, существуют индивидуальные различия в этом процессе. Именно поэтому дети одного и того же возраста начинают проситься на горшок и самостоятельно справлять нужду в разное время. И не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми, подгонять его под более «развитых».

Иногда нетерпеливая мать, считающая, что ее ребенок уже способен всегда справлять нужду соответствующим образом, испытывает разочарование, если он пока отказывается это делать. Она становится все более настойчивой, требовательной к нему, стараясь ускорить формирование навыка опрятности, но эти ее старания оказываются неэффективными, а иногда и идущими во вред их отношениям (особенно если мать стыдит и наказывает малыша за испачканную одежду).

В-третьих, как и при обучении любым другим навыкам, наибольшее стимулирующее влияние оказывают не принуждение и наказание, а поощрение.

По мнению известного всем доктора Бенджамина Спока, основным стимулом, который способствует формированию навыков туалета у ребенка, является желание доставить матери удовольствие. Если ребенок видит, как его мама радуется, когда он использует горшок по назначению, как хвалит его, у него возникнет сильное желание делать это всегда.

После полутора лет многим детям становится неприятной мокрая, грязная одежда, они стремятся поскорее снять ее. И когда они понимают, что можно избежать пачка-ния одежды, если вовремя сообщить родителям о том, что хочешь в туалет, они делают это сами, без принуждения — используя все доступные им средства (звуки, слова, жесты и др.).
Важно отслеживать эти моменты — незамедлительно усаживать ребенка на горшок на 5-10 минут и поощрять, если горшок был использован по назначению. Ребенок будет горд тем, что смог доставить родителям удовольствие.
Если же ребенок просидел это время без всякого результата, его не следует заставлять сидеть на горшке до тех пор, пока он не сделает то, что нужно, не следует и порицать. Вообще, надо стараться скрывать свое огорчение и разочарование. Лучше просто попросить ребенка сообщить в следующий раз, когда он захочет в туалет.
Если же ребенок в этом возрасте имеет регулярный стул, но не просится в туалет сам, его можно усаживать на горшок в то время, когда у него обычно происходит опорожнение кишечника. Если ребенок сделал то, что от него ждали, его необходимо похвалить и попросить в следующий раз сообщить маме, когда он захочет в туалет. Если все старания матери ни к чему не приводят, лучше отложить эти попытки на какое-то время.

Иногда бывает так, что в конце второго года жизни ребенок, который до этого уже успешно пользовался горшком, вдруг как бы возвращается на более раннюю ступень развития. Он может попроситься на горшок, но ничего не сделать, просидев на нем довольно долгое время, а как только встанет с горшка, тут же испачкает памперсы. Чаще всего такое поведение свидетельствует не об упрямстве ребенка, а о том, что раньше его успехи на горшке определялись условными рефлексами, включающимися в ответ не на заполнение кишечника, а на слова и звуки матери, стимулирующей его -: справлению нужды (например, «ка-ка-ка»). Теперь же, став старше, ребенок отказывается подчиняться этим сигналам, если его кишечник не заполнен и не готов к опорожнению. Происходит такое чаще с мальчиками, чем с девочками.

В возрасте около двух лет большинство детей уже приучены к горшку. Даже те, которых не приучали к нему специально, стремясь подражать взрослым, сами просятся на горшок. Хотя полностью осуществлять этот процесс они еще не могут: им требуется чтобы с них сняли трусики, посадили на горшок и т. д. Выполнять всю процедуру самостоятельно дети приучаются только к трем годам.

Отношение родителей к проблеме привития ребенку навыков туалета не однозначное. Некоторых это очень заботит, они стремятся как можно раньше выработат у своего малыша соответствующую привычку. Другие считают, что ребенок сам постепенно научится регулировать свои естественные процессы, поэтому никаких специальных усилий для формирования навыков опрятности не прилагают. Среди них есть и такая категория родителей, которые полагают, что слишком раннее и требовательное приучение ребенка к горшку может нанести непоправимый вред его хрупкой психике. Эти опасения имеют под собой некоторые основания: в психолого-педагогической литературе отмечается, что иногда дети, которых слишком строго приучали к горшку, становятся упрямыми и непослушными.

Но, очевидно, причина этих нарушений кроется не в самом факте формирования навыка опрятности, а в том, что родители слишком торопились или не нашли правильного подхода к своему ребенку. Ведь нельзя забывать, что нет универсального метода приучения к горшку, подходящего для всех детей. К каждому отдельному ребенку должен быть свой подход. А его родителям необходимы терпение и оптимизм — вера в то, что ребенок обязательно научится регулировать свои процессы.

Иногда родители жалуются на ребенка, считая, что он «из вредности» отказывается пользоваться горшком. Такие случаи бывают — действительно, есть дети, которые сопротивляются усаживанию на горшок. Бывают и описанные в педиатрической литературе (например, у доктора Спока) случаи «психологического запора» — когда ребенок намеренно сдерживает акт дефекации, сидя на горшке. И такое упорство, под которым часто лежит стремление доказать свою независимость, может длиться довольно долго (несколько недель). Некоторые дети могут «бояться» горшка и сопротивляться усаживанию на него очень активно.

Надо помнить, что в этих случаях также наиболее эффективными мерами будут не наказания и упреки, а ласковое обращение, уговоры и поощрения. Иногда помогает пример других, более старших детей. А вот попытки сажать ребенка на горшок как можно чаще и держать его там долго, абсолютно безрезультатны. Это только усиливает сопротивление ребенка. Хотя и такие дети, как правило, к трем годам уже успешно используют горшок и не пачкают одежду.
В отношении мочеиспускания ситуация другая — детям труднее научиться управлять мочевым пузырем, чем кишечником. Именно поэтому многие дети и после двух лет еще мочатся в памперсы и не только ночью, но и днем. Обычно девочки начинают раньше проситься на горшок для мочеиспускания, чем мальчики. Чаще всего это происходит с ними во второй половине второго года жизни.

Иногда дети просятся на горшок, когда уже помочились в трусики. Это объясняется не вредностью малыша, а тем, что ему на первых порах гораздо легче заметить мокрую одежду, чем наполненный мочевой пузырь. В этом случае его надо спокойно и ласково попросить сообщать маме (или папе) об этом чуть раньше, пока трусики еще сухие. Постепенно ребенок начнет отслеживать и разделять эти моменты.

Случается, что ребенок, стремясь доставить удовольствие матери, радующейся при каждой его удаче с регуляцией мочеиспускания, начинает проситься на горшок каждые 5-10 минут. В этом случае можно чем-нибудь отвлечь ребенка, ласково поговорить с ним.

Если ребенок не просится на горшок, а матери хочется приучить его к этому, она может начать делать это, когда заметит, что ребенок способен оставаться сухим более 2 часов (например, после дневного сна). Сразу после сна его можно усадить на горшок и попросить помочиться. Если он сделал это, его надо похвалить. Если не сделал — надеть памперсы и подождать следующего раза.

Некоторые дети, способные оставаться сухими весь день, довольно долго не могут регулировать мочеиспускание во время ночного сна. Хотя большинство детей могут просыпаться сухими к 3 годам, некоторые мочатся в постель и после 3 лет. Иногда родители считают, что ребенка следует будить ночью для того, чтоб он помочился. Такой подход не является правильным, потому что нарушает нормальный сон ребенка. Лучше просто подождать, когда мочевой пузырь ребенка окрепнет настолько, что будет способен удерживать мочу на протяжении всей ночи. И не ругать и не стыдить ребенка за мокрую постель. Если это, наконец, случится, — утром он проснется сухим, — его следует похвалить.
Если ребенок относится к горшку как к игрушке, поощрять такое отношение не следует. Это все-таки не игрушка, а предмет, предназначенный для определенных целей, и ребенок должен это четко осознавать.

Стремиться приучить ребенка к горшку, чтобы как можно быстрее отказаться от памперсов (прежде всего, потому, что на них «такие деньги уходят!»), не следует. Памперсы — отличное средство страховки в случаях непредвиденных обстоятельств и долгих прогулок.

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, кандидат психологических наук Надежда Михайловна Зырянова

Добавить комментарий